В первый раз я завалила экзамен на третьем курсе. Раньше никогда не получала ничего ниже четверки, а здесь – сразу пересдача. Причем и предмет-то быль отнюдь не профильный – философия. Но преподаватель – сухонькая старушка неопределяемого возраста – оказалась настолько сурова, что никаких поблажек студентам делать не собиралась. Мы, в принципе предполагали, что у нее экзамен так просто сдать не получится, но проверки на знание мельчайших деталей жизни философов девятнадцатого века мы никак не ожидали. В итоге две трети потока были отправлены готовиться дальше.
Помню, было ужасно стыдно и мучительно обидно от такой несправедливости. Из толпы понурых студентов то и дело вырывались возмущенные возгласы: «И зачем нам это надо? Неужели это нам пригодится? Мне надо профильный предмет учить вместо этого!», «Надо было заранее купить микронаушник…»
Последняя фраз заинтересовала меня, но почему-то тогда я не придала ей особого значения. А зря.
Но, как бы то ни было, через неделю нужно было повторить попытку. В родном деканате нас заверили, что из-за философии уже отчисляли студентов на старших курсах, а потому посоветовали лучше готовиться ко второму этапу, и запастись при этом учебниками восьмидесятых годов.
Совершив марш-бросок по библиотекам, я засела за зубрежку. Жизнеописания и мысли великих философов в мою голову явно не помещались, а потому надеяться приходилось только на счастливый случай. И он пришел ко мне в виде смс-ки подруги: «Давай купим микронаушники, почти все наши взяли уже», - предложила она. Ни разу не пробовав это чудо техники, я согласилась – выбор-то был невелик.
В "День Икс" я оставила маму с учебниками и списком вопросов, а сама, укомплектовавшись, как Джеймс Бонд, пошла на экзамен. Но как только все расселись по местам, от преподавателя поступила компанда «Всем молчать! Говорить только со мной. За любой звук – вон из кабинета!»
И тут в аудитории воцарилась мертвая тишина. Не то, что сказать что-то в микрофон – пошевелиться было страшно. «Это конец» - читалось в глазах моих одногруппников.
К счастью, проблема с обратной связью была быстро решена. Мама радостно сказала мне, что тишина играет нам на руку – ей был слышен каждый шорох в аудитории, а значит и речь экзаменатора звучала и для нее в том числе. Недолго думая, я начала импровизировать.
На все вопросы моего «тайного советника» я заставляла отвечать преподавателя. Как? Очень просто. Стараясь не быть слишком дотошной, просила экзаменатора пояснить или уточнить написанные на листке задания:
- Я немного не понимаю вопроса, здесь имеется в виду, что …(а дальше можно было громко зачитывать вслух хоть весь билет)?
- И во втором задании от меня не требуется ничего, кроме…(и мама снова получала от меня всю нужную ей информацию)?
Идею быстро поняли и подхватили одногруппники. Как только маме удалось выяснить все вопросы, она начала диктовать текст учебника со скоростью пулемета – только успевай записывать.
Тогда сдала вся группа. Преподавателю оставалось только удивляться нашей готовности. Спасибо маме и микронаушнику!
Мари Гриченко, будущий товаровед