Электронная подпись (сокращенно – ЭЦП) – абсолютная замена рукописной. Она защищает документ от подделки и содержит сведения в цифровом виде о подписавшем лице. Использование подписи невозможно без специального ключа, комбинацию которого подобрать очень сложно, поэтому злоумышленники не смогут ей воспользоваться в своих целях.
Всего существует три вида. Они зафиксированы в Федеральном законе ФЗ №63 «Об электронной подписи».
Представляет собой последовательность знаков, которая защищена различными алгоритмами и паролем. С ее помощью можно узнать подписавшее лицо, но нельзя зафиксировать неизменность подписи и всех данных. Такой способ подписи используется без сертификата, что увеличивает возможность подделки. Применяется в основном для подписи электронных сообщений, направленных должностным лицам и в органы власти.
Имеет юридическую силу равную рукописной и идентифицирует ее владельца. Она защищена ключом и защищает информацию от изменений. Используется для перемещения документов внутри компании, для передачи документов другим контрагентам и участия в электронных торгах.
Обладает признаками неквалифицированной, но также имеет сертификат, который выдается аккредитованными центрами. Она отличается высоким уровнем безопасности и создается с помощью программных средств, одобренных ФСБ. Применяется для сдачи отчетности в контролирующие органы власти и для участия в электронных торгах.
Электронный сертификат сильно усложняет подделку электронной подписи. В судебной практике не было случая, когда ЭЦП поделывали. Это оберегает владельцев от злоупотреблений недобросовестных контрагентов.
Электронная подпись неразрывно связана с подписанным документом, поэтому документы можно пересылать без передачи материального носителя. При получении документа с разных цифровых носителей не возникает вопроса о проверке соответствия подписи конкретному документу.
Моментальная передача документов. Электронные документы высылаются за несколько секунд, что не только ускоряет процесс документооборота, но и удешевляет процедуру доставки, учета и хранения. Повешенная конфиденциальность документов также способствует удешевлению процедуры их передачи.
Первые два типа ЭЦП можно купить как в аккредитованных, так и в неаккредитованных удостоверяющих центрах. Квалифицированная выдается аккредитованными.
Способ получения через аккредитованные центры гарантирует соответствие нормам законодательства, уникальность ключей и номеров сертификатов.
Полный список центров находится на сайте Минкомсвязи. Стоимость услуги определяется регламентом центра.
Процедура получения различаются для физических и юридических лиц.
Физические лица должны принести два документа: паспорт, СНИЛС. Для оформления требуется личное присутствие.
Список для юридических лиц несколько шире и состоит из учредительных документов, свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и документа, устанавливающего факт записи в государственный реестр юридических лиц.
Получить электронную подпись вы можете здесь https://эцпру.рф